Поддержать

2/10/2012

Нижний Новгород на марше

Хроника подготовки акции «За честные выборы»

После декабрьских акций протеста атмосферу сырой затхлости в стране сменил свежий — пока не ветер — сквозняк. Рост гражданского самосознания, наблюдавшийся последние несколько лет по возрастающей социальной активности граждан России, готов перерасти в массовое протестное движение. В этом смысле протесты против квазивыборов 4 декабря и выборов 4 марта были предсказуемы.

Декабрьские митинги дали обществу организационный импульс — по всей стране ныне активно формируются новые гражданские структуры. Нижний не стал исключением. После смелой акции 24 декабря у нас сложился Нижегородский Гражданский Совет (НГС) — объединение оппозиционных партий, гражданских формирований и простых активистов с целью координации совместных действий и организации общегражданских акций протеста. Первым шагом НГС стала организация акции «За честные выборы» 4 февраля.
Ещё 8 января на собрании инициативной группы НГС, был сформирован Оргкомитет акции, состоящий из организаторов митингов 10-го и 24-го декабря, представителей «Парнаса», «Левого фронта», «Русских», «Другой России», «Яблока», «Справедливой России», «РОТ-фронта», КПРФ и гражданских активистов. Акция готовилась совместными усилиями практически всех политически активных групп
города.

Акцию было решено провести в форме шествия с маршрутом площадь Горького (с вариантом сбора у кинотеатра «Октябрь») — Большая Покровская — плошадь Минина, с митингом в конечной точке маршрута. Во избежание дальнейших споров, ведущих к расколам среди организаторов и дезориентации граждан, было принято решение, что выбранная форма акции и её маршрут впоследствии не подлежат изменению.

15 января маршрут был окончательно утверждён. Местом сбора был выбран кинотеатр «Октябрь», поскольку в случае сбора на площади Горького протестующие могли были быть легко отсечены от Покровки. Устье улицы легко перекрывается КАМАЗами с песком и ОМОНом, что мы видели во время «Марша несогласных» 24 марта 2007 года. Перекрыть же главную пешеходную улицу гораздо сложнее. В качестве конечной точки маршрута была выбрана площадка перед памятником Чкалову, где традиционно проходили митинги оппозиции практически до середины второго срока Путина.

Был определён регламент акции и выделена группа для составления и подачи уведомления. В ее состав вошли организаторы митингов 10 и 24 декабря Александр Додунов, Алексей Садомовский, Александр Краснов, а также Алексей Якимов. Подчеркивая общегражданский характер протеста, Оргкомитет предложил стать организатором акции 4 февраля каждому желающему, поставив свою подпись под уведомлением.

20 января уведомление с 26 подписями граждан было передано в городскую администрацию. На тот момент группа мероприятия в социальной сети «Вконтакте» уже насчитывала 800 граждан, намеренных участвовать в акции.

Также в администрацию от имени Оргкомитета было передано Предостережение о недопустимости нарушения прав человека и основных свобод. Копии письма направлялись главе администрации города Олегу Кондрашову, замглавы Марии Холкиной, начальнику ГУВД по Нижегородской области Ивану Шаеву и начальнику управления ООП ГУВД Владимиру Генералову. Автор Предостережения, член Оргкомитета акции, правозащитник Станислав Дмитриевский, комментируя нестандартный ход организаторов, сообщил, что «асимметричный ответ» на регулярные вручения организаторам нижегородских публичных мероприятий предостережений о недопустимости экстремистской деятельности призван напомнить чиновникам об ответственности за незаконные действия в связи с возможным запретом и разгоном акции. В Предостережении перечислены статьи Уголовного кодекса, по которым «после восстановления в Российской Федерации конституционного строя, правового порядка и института независимого правосудия» могут быть привлечены ответственные лица, и ссылки на международную правовую практику.

24 января администрация ответила на поданное уведомление традиционным отказом в согласовании. Автор письма — Холкина (она является автором всех отказов организаторам протестных акций) — на этот раз проявила фантазию. В письме было указано, что согласно информации, предоставленной ОП-5 УМВД России по Нижнему Новгороду, в отдельные дни на вышеуказанных территориях фиксируется одновременное нахождение до 100 тысяч человек, в связи с чем обеспечить безопасность участников шествия крайне затруднительно. В связи с невозможностью выполнить свои обязанности по обеспечению общественной безопасности, администрация отказалась согласовывать акцию, предложив провести шествие в Ленинском районе — от угла дома № 3 до угла дома № 1 по пешеходной улице вдоль Заречного бульвара и митинг на площадке между домами № 1 и № 3, либо в Автозаводском районе — от пересечения улицы Краснодонцев и проспекта Молодежного по пешеходной дорожке вдоль Автозаводского парка им. И.И. Киселева и митинг на площади Киселева.

На собрании Оргкомитета 25 января, организаторы решили обжаловать действия администрации в суде, посчитав данное письмо издевательством над Законом в особо циничной форме. Дальнейшую переписку с администрацией решено было не продолжать ввиду её бессмысленности, но пригласить чиновников на следующее заседание Оргкомитета, продемонстрировав обществу готовность к диалогу.

27 января приглашение было передано в администрацию. Её реакция не заставила себя ждать. Вечером того же дня, поняв, что организаторы не намерены рассматривать предложенные варианты всерьёз, а тем более отменять акцию, Олег Кондрашов предложил Оргкомитету встречу. Оргкомитет назначил делегацию из двенадцати человек — по одному от каждого движения, участвующего на тот момент в подготовке акции, помимо беспартийных организаторов.

На встрече 30 января Кондрашов сдал свою «святую святых», согласившись на митинг на площади Минина, только бы не шествие по Покровке. Вместо него организаторам предложили «прогуляться» от ГИТО до памятника Чкалову по тонкой, безлюдной и ветреной полоске Верхневолжской набережной.

В результате желаемый администрацией компромисс так и не был достигнут. Организаторы отказались изменять маршрут, но согласились предложить участникам организованно пройти от кинотеатра «Октябрь» до места проведения акции.

В то время, как значительная часть Оргкомитета находилась на переговорах с Кондрашовым и не могла оперативно реагировать на происходящее, полицией была схвачена на улице один из организаторов акции Анна Кузнецова. Её оперативно обвинили в неуплате штрафа (статья 20.25 КоАП РФ) и осудили в тот же день на двое суток ареста. Во время заседания приставы отказались пропустить на судебный участок № 4 Советского района, где проходило рассмотрение протокола, мужа Кузнецовой Сергея, который мог дать свидетельские показания в защиту Анны. После вынесения постановления судья Легких подошла к Кузнецовой, начала на неё кричать и заявила, что «в следующий раз посадит сразу на 15 суток». В ответ на незаконные действия Кузнецова объявила голодовку.

Через день по той же схеме был задержан другой член Оргкомитета, Илья Шамазов. Однако благодаря то ли участию адвоката, то ли разговору членов Оргкомитета с представителями администрации, которые сообщили чиновникам, что преследование членов Оргкомитета силовыми структурами означает разрыв всяких достигнутых договоренностей, Шамазов был освобождён из суда со штрафом в 1000 рублей.

Уличную агитацию, включающую листовочную войну, пикеты, связанные с ними незаконные задержания активистов, давление на постоянных участников протестных акций со стороны МВД, упоминаю вскользь. Это требует отдельного рассказа.

4 февраля, вопреки опасениям некоторых организаторов, к кинотеатру «Октябрь» в назначенный час пришли от полутора до двух тысяч нижегородцев. ОМОН, заполнивший прилегающие к Покровке дворики, не вмешивался. Граждане пришли с многочисленными плакатами, флагами своих организаций, транспарантами. По впечатлениям «несогласного» с двадцатилетним стажем Дмитриевского, такая масса людей под политическими лозунгами собиралась у нас разве только в начале девяностых. Марш, дыша энергией, крича лозунгами «Россия без Путина!», «Шанцев! Чемодан! Москва!» и «Народ — это власть!», без препятствий прошел по намеченному организаторами маршруту. Митинг прошёл ярко.

Последней попыткой власти отыграть хоть какие-то позиции, стала попытка выступления депутата Госдумы от «Единой России» Вадима Булавинова. Взобравшись на сцену, несмотря на неодобрительные возгласы, депутат начал говорить о том, что «Единая Россия» тоже за честные выборы, пытаясь таким образом нивелировать антиправительственную составляющую протеста, но был освистан, и под крики «Уходи!», «Сдай мандат!» и «Покайся!» (из цензурного), покинул сцену.

Акция подобного масштаба проводилась в Нижнем в первый раз и не могла пройти без накладок. Например, некоторые участники жаловались на засилье флагов КПРФ на митинге (данная организация, принимавшая далеко не самое активное участие в подготовке акции, неожиданно попыталась возглавить общегражданский митинг и даже опубликовала на своем сайте информацию, согласно которой шествие «За честные выборы» организовали коммунисты). Уверен, в будущем число таких накладок уменьшится.

Подводя итоги акции на собрании Оргкомитета 6 февраля, Дмитриевский, на мой взгляд, высказал очень верную идею: «Важно понять, что наша стратегия переговоров, когда мы не соглашаемся на уступки, а стоим на своём, полностью себя оправдала. 10 декабря люди вышли на Минина, и когда их собралось больше тысячи, полиции и след простыл. То же самое было и в нашем случае. 24-го декабря нас задавили не потому что мы — радикалы, а потому, что власть не понимает языка дипломатии, и любую уступку с нашей стороны воспринимает как слабость и как сигнал «бить дальше».

Однако самое главное — решительность и единство нижегородцев, не побоявшихся выйти, как пугали иные доброхоты, «под дубинки», на несогласованное шествие. Тот, кто по каким-то причинам боялся участвовать в шествии, мог сразу прийти на согласованный митинг, однако несколько организаторов, занятых монтажом сцены, оставались практически в одиночестве вплоть до прихода колонны с Покровки. А ещё, несмотря на массированную пропаганду через СМИ, подконтрольные администрации, о переносе шествия на Верхневолжскую набережную, к месту сбора у ГИТО пришло всего несколько человек.

Именно Граждане, проведя 4 февраля массовую акцию гражданского неповиновения, одержали знаковую победу над самодурством и полицейщиной. Такой же акцией мог стать нижегородский «Марш несогласных» в 2007-м, но тогда он был задавлен колоссальными усилиями государственной машины. Граждане вернулись через четыре года и, сплотив ряды, взяли реванш. Следующая гражданская акция пройдет 19 февраля в форме автопробега.



опубликовано тут

Комментариев нет: