Поддержать

11/22/2011

Расшатанные нервы


19 нобяря мне довелось побывать сразу на двух гражданских акциях. В 12:00 у катера Герой должен был пройти митинг против повышения цен на бензин и "жуликов и воров", организованный автомобилистами с запланированным после этого автопробегом. Не смотря на то, что акция была согласована, она была сорвана сотрудниками полиции, задержавшими перед ней организатора Виноградова А.В.

Виноградов, который как раз собирался ехать на акцию, и вышел из дома к своей машине, был обвинен внезапно возникшими около его дома сотрудниками полиции в "незаконной агитации", потом его долго оформляли в седьмом отделе (ОВД по Советскому р-ну), потом повезли в суд. Выяснилось, что дело настолько важное, что судья участка №1 Мирового суда Рубинская О.С. прервала заслуженный, в выходные, отдых и прибыла (интересно, сама догадалась что привезут опасного преступника, или кто-то все-таки позвонил, и кто он, такой влиятельный на судей?) на работу. В наклейке, которая несколько месяцев висела на машине Виноградова и не приводила ни к каким задержаниям "Единая Россия - партия жуликов и воров. Мое оценочное суждение", обнаружились признаки незаконной агитации - правонарушении, предусмотренном ст.5.12 КоАП РФ. Как следует из постановления: "довод Виноградова А.В. о том, что данную наклейку он изготовил задолго до периода подготовки выборов, суд считает несостоятельным, поскольку не представлено тому доказательств".

В отсутвие организатора митинга, сотрудники полиции попросту запретили его проводить, хотя закон не обязывает организатора публичного мероприятия находиться на месте его проведения. По указанию оперативников Центра по противодействию экстремизму были задержаны трое участников, у одного из которых были при себе листовки с приглашением на "Народный сход против жуликов и воров", который пройдет 4 декабря на пл.Свободы. У акции автомобилистов был и второй организатор, однако накануне с ним "провели беседу" то ли ребята из ФСБ, то ли из других не в меру компетентных органов, а на работе пообещали, что уволят, если он появится на акции. Он, увы, поддался незаконному давлению, и на митинг не явился.

Ситуация сложилась абсурдная: есть согласованная по всем законам акция, но участвовать в ней нельзя. Именно за участие в согласованном митинге в отсутствие "представителей инициативной группы" (хотя представители были, но без письменно оформленных доверенностей, которые потребовали сотрудники полиции), и были задержаны активисты. На них составили протоколы по вполне традиционной ст.20.2 КоАП РФ.

Вторая акция проходила четыремя часами позже. У памятника Валерию Чкалову собралось около пятидесяти представителей инициативной группы в поддержку киноцентра "Рекорд", уникальный культурный формат которого имеет все шансы уступить место "народному творчеству" стараниями областного Минкультуры. Охарактеризую собравшихся термином "культурная богема Нижнего", в самом хорошем смысле. Желая остаться в правовом поле, но не успевая с подачей уведомления в горадминистрацию, организаторы или, скажем, идейные вдохновители флэшмоба решили ограничиться вместо желаемого шествия до памятника Горькому прогулкой с использованием логотипа "Рекорд" - никаких требований, никаких плакатов, никаких лозунгов. Объяснения целых трех полковников МВД, что символика "Рекорда" в руках будет приравнена к плакату, а совместное прохождение по улицам - к несанкционированному шествию, не остановило участников прогулки. Акция должна была способствовать привлечению внимания к проблеме киноцентра. Что, в общем-то стараниями полицейских, задержавших 15 из участников, было сделано.

Власти согнали к памятнику Чкалову большое количество сотрудников полиции, целый автобус с бойцами спецподразделения БСН, на другой стороне площади стоял угрожающий УРАЛ ОМОНа. В пятом отделе полиции (ОВД по Нижегородскому р-ну) у задержанных интересовались их политическими взглядами, отношением к "Стратегии-31" и спрашивали, не знакомы ли они с лидером нижегородской "Другой России" Ильей Шамазовым. Многие из представителей творческой интеллигенции впервые столкнулись с полицией воочию, побывали в отделе и узнали много нового о государстве, в котором мы живем.

На примере этих ситуаций видно, насколько власть неадекватно ведет себя по отношению к гражданской активности. Зачем было срывать акцию автомобилистов? Что, автопробег из пары десятков приехавших к катеру "Герой" машин мог обрушить, или хотя-бы пошатнуть рейтинги "Единой России"? Или, напротив, проведением целой спецоперации, по масштабам сопоставимой с теми, которые проводятся для поимки особо опасных преступников, власть из рядовой акции делает скандальное событие? Также отмечу, что задержания участников согласованного митинга, по идее, являются ничем иным, как воспрепятствованием проведению публичного мероприятия. Это уголовное деяние, описанное в ст.149 УК РФ. Санкциями этой статьи предусмотрено до трех лет лишения свободы.

В случае с "Рекордом" была продемонстрирована несоразмерность действий полиции «угрозе». Зачем сгонять такое количество сил, как будто ожидается террористическая атака или буйство сотни футбольных хулиганов? Зачем вообще задерживать людей, когда можно было обойтись и одним организатором, и оформить протокол на месте? Разумеется, если принять, что вопрос, является ли демонстрация логотипа "Рекорда" выражением общественно-политических требований к власти, в глазах полиции как минимум спорный. Уверен, если бы "Рекорд" вышло защищать движение "Наши", или как их там, никто не тронул бы их и пальцем, напротив, защищали бы от прохожих.

В результате этих неуклюжих действий культурная элита города, чурающаяся всего, что связано с улицей и протестом, начала дискуссии по вопросам, которые для власти было бы лучшим не касаться. Тот же экс-директор «Рекорда» Павел Милославский, предостерегавший участников перед акцией, что ситуацией могут воспользоваться различные провокаторы, выступил с заявлением, в котором однозначно поддержал участников прогулки и осудил действия полиции. Это в качестве сигнала о происходящих процессах.

С "силовиками" все ясно - они выполняют инструкции, которые не они придумали, и которые предписывают им относиться к независимым от власти, гражданским активистам как к главной угрозе безопасности в стране, но я не слышал, чтобы хоть раз чрезмерные и, как правило, откровенно незаконные действия полиции осудили публичные чиновники. Где там два Олега, где Шанцев, ау? Впрочем, проблема в первую очередь как раз в них, а не в исполнителях-полицейских.

На фоне предвыборной паранойи, охватившей все институции власти, все чаще обществу демонстрируется неадекват высших сановников государства - что областных, что федеральных. Они, похоже, живут с психологией осажденной крепости, и повсюду видят заговоры иностранных шпионов и проплаченных провокаторов. Ясно, что словосочетание "жулики и воры" вызывает у них истерику, но и в культурной богеме, далекой от политики и всего, что с ней связано, они видят сходную угрозу. Все, что живет и шевелится, вызывает у власти желчную подозрительность. Только лишь из-за мнительности и появились вопросы про "Стратегию-31" и Шамазова в отделе. И это, боюсь, не лечится.

Печальный же итог наблюдений состоит в том, что Закон потерял роль тормоза и регулятора в отношениях гражданина и власти. Он не является гарантией от произвола и далеко не всегда помогает защитить свои законные права.


опубликовано тут.

Комментариев нет: