Поддержать

11/24/2011

О политической девственности (лимонка в ...)

К дискуссии вокруг акции движения поддержку киноцентра "Рекорд".

А у самой дороги, в загоне, спала большая жирная Свинья. Топот копыт разбудил её.
— Хрю-хрю-хрю! Куда это вы все? — спросила любопытная Свинья.
Она тотчас же проломила своим рылом загородку и пустилась рысцой вслед за другими.
— Мы гонимся за Козлёнком,— ответила Корова, чуть дыша.
— Он нас считает...— жалобно протянул Телёнок.
— А ему... уф-ф... никто не давал такого права! — проревел Бык.
— Но мы ему покажем! — заржал Конь, едва не задев копытом Телёнка.
Альф Прейсен. «Про козлёнка, который умел считать до десяти»


Некоторая часть современной творческой молодежи довольно часто постулирует: "Я вне политики". Я, во всяком случае, слышу это выражение регулярно. Сформулировать что такое "политика" мало кто способен, но табу на все подозрительное - от обсуждения происходящего в стране до участия в уличных акциях, действует безотказно. О "политике" известно лишь, что это вещь грязная, аморальная, к которой не то что прикасаться, но и близко подходить нельзя, иначе некто воспользуются тобой в своих гнусных целях. "Политикой" занимаются исключительно "провокаторы". Как воспользуются и чем это опасно - непонятно, но слово "попиарятся" употребляется едва ли не в качестве синонима "изнасилуют"; "пиар" - один из самых страшных пороков тех, кто занимается "политикой". "Они пропиарятся за наш счет!" Как тут не вспомнить мультик про козленка, который умел считать до десяти: "Теперь он и тебя сосчитал!"

Обвинение в том, что кто-то "пиарится" вместо того, чтобы "делать дела", является универсальным и бездоказуемым. "Кто-то боролся, а вы пиаритесь!" - прозвучало обвинение к участникам прогулки в поддержку "Рекорда" 19 ноября, 15 из которых было задержано. Под "борьбой" тут, видимо, понимается ведение т.н. "конструктивного диалога", включающего, в основном, сбор подписей под челобитными властьимущим, и обильно-печальные рассуждения о нелегкой судьбе нижегородской культуры.

Подозреваю, что натура некоторых "творческих личностей" настолько тонка, настолько хрупка, что любое взаимодействие с реальностью чревато для нее ужасными травмами, из-за чего богатый внутренний мир, в котором заключен его носитель, должен быть надежно защищен от проникновения извне, от любой встряски. Отсюда желание не ввязываться в конфликты, обходить стороной проблемы, а если уж обойти нельзя, то "бороться" максимально тихими и безболезненными способами. Плыть по течению, а если уж тонешь, то бултыхваться не слишком сильно, все равно это бесполезно. Отсюда же желчное раздражение на все, что "раскачивает лодку".

В этой точке "личности" всецело сходятся с властью, часто являясь принципиальными консерваторами и махровыми реакционерами. Они уходят во внутреннюю эмиграцию в молодости и всю жизнь охраняют свой уютный вымышленный мирок от агрессивной внешней среды, выдавая это за высокую духовность. Этот феномен хорошо описан в тексте "Молодежь к выходу на пенсию готова" Захара Прилепина. А "политика" является мощнейшим дестабилизирующим фактором, поскольку предполагает вовлеченность не только в свой внутренний мир, но и в жизнь социума или хотя бы в какую-то общность людей; предполагает активное действие во взаимодействии с другими, конфликт, столкновение воль и интересов.

Пойдем дальше. Если человек занимается творчеством, то связываться с "политикой", а тем более допускать ее в свои произведения категорически нельзя. Иначе это уже будет не творчество, а "агитация". Где кончается одно, и начинается другое, опять никто объяснить не готов. А то, что Есенин, Высоцкий, Башлачов, Цой, не говоря о Летове, являющиеся как правило почититаемыми нашим Творцом иконами культуры, не только участвовали и в "агитации", и в "политике", но без этого не состоялись бы творчески, критическому анализу не поддается. Им можно, они же мертвые. Это вам - живым, не успевшим наследить в Вечности, ничего еще нельзя, не достойны. Лучше "начните с себя", и собой же кончите. Блюстители чистоты риз. Хранители скрижалей завета, блин.

На полях замечу, что участвовать в политической деятельности запрещено служителям Церкви, поскольку слишком сильная вовлеченность во взаимодействие с другими людьми, в борьбу их интересов, мешает общению с Богом, и то, зарпещено участвовать в политической, а не в общественной деятельности в целом, чем духовенство занимается очень активно. Но произведения носителей "антиполитичного" сознания, как правило, не претендуют даже на статус талантливых, не то что гениальных и божественных, какое уж там общение...

Носясь со своей "внутренней чистотой" и политической непорочностью, политические девственники и девственницы порой не замечают, как становятся той частью интеллигенции, которая, подобно непогрешимым и почти святым михалковым, соловьевым и позднерам, в ходе "конструктивного диалога" обслуживает интересы любой власти, походя меняя свои убеждения. Ведь их моральные принципы так и остались несформулированными, значит их нельзя и нарушить. И "не западло" им с взрослением и неизбежно приходящим цинизмом становится очень многое, от "Селигера" до прямой работы на власть, ведь этого некультурного выражения нет в словаре "настоящего интеллигента". Их внешняя инфантильность, переходящая в маразм в старости, становится ширмой для вполне осознанного симбиоза с государством. Они заседают в разных "общественных советах", ведут передачи и пишут статьи, обосновывая легитимность власти и защищая ее, а власть не скупится на ответные подачки. И подобно ряске на воде глушат любой всплеск, замедляют любое движение вперед, шипят на наглеца, посмевшего нарушить их полусонное существование. Это одна из традиционных ролей российской интеллигенции, и наивно полагать, что во времена декабристов было иначе. И Ленин свое знаменитое: "Интеллигенция - г..но нации", говорил именно о них.

Ни в коей мере я не хотел в этой заметке показать моральное уродство творческой молодежи, у большинства-то как раз все нормально и с пониманием реальности, и с ориентацией в пространстве. "Антиполитичность" отнюдь не синоним безпринципности. Интеллигенция существует между описанным в статье полюсом "политической девственности" (читай, гражданской безответственности), и полюсом "декабристов", то есть совершенных Граждан. Конечно, хотелось бы, чтобы ориентация на второй полюс в среде интеллигенции преобладала, ведь от этого напрямую зависит будущее нашей страны, но для этого нужно для начала сформулировать базовые понятия, моральные принципы, свое отношение к различным ситуациям, людям и поступкам, вместо того, чтобы прятаться от реальности за расхожими штампами. Для начала.

опубликовано тут

Комментариев нет: