Поддержать

8/15/2013

Бабушка


Памяти Лидии Александровны Давыдовой-Печеркиной

Морозной весной 2013-го мы, нацболы, вместе с другими активистами, защищали от сноса дом 126 на Ильинке. Тогда дом Лидии Александровны стал на время штабом протеста - ходили греться (нужно было подолгу находиться на улице), строить планы. Она зазывала к себе, и нас, стесняющихся, норовила угостить чаем, живо интересовалась происходящим, предлагала ночевать в случае необходимости.

С первой встречи в памяти отпечаталось ее огромное жизнелюбие, ясность и живость мысли. Поражало, что в 76 лет она обходится без очков, уверенно работая за компьютером, активно пользуется интернетом, содержит свои дела в кристальном порядке. О характере же и душевных качествах Лидии Александровны говорил аскетизм убранства ее дома: ничего лишнего, только необходимое для дела.

Потом мы начали снимать подвал дома на Новой под партийный штаб, - предыдущие арендаторы, напуганные властью перспективой сноса, спешно оттуда выехали. Очень быстро для нацболов Лидия Александровна стала Бабушкой, так мы ее между собой и называли, и продолжим называть.

В июне она собралась в Питер, посмотреть хотя бы в конце жизни на белые ночи. Уезжая, выспросила у меня контакты товарищей по ленинградскому отделению партии — мы ей нравились как родственный человеческий типаж, и хотелось понять, такие ли мы везде, или только в Нижнем. Оказалось, везде.

Последние годы, насколько я увидел, она посвятила воплощению своей мечты - восстановлению усадьбы Бурмистровых, от флигеля до печных труб на крыше. Бабушка досконально разобралась в истории усадьбы, собрала по крупицам документы и чертежи, подготовила серьезный исторический труд, посвященный Дому. Борьбе за свою мечту она уделяла большую часть душевных сил.

Энергии ей доставало и на бесконечные суды с властью, и на многочисленные встречи, и на поддержание Дома, и на участие в протестных акциях. Ее открытая прямота, предельная честность и искренность, не позволяли ей оставаться в стороне, когда рядом происходила несправедливость. Она возмущалась, когда власть ущемляла мирных граждан, она радовалась даже маленьким победам как своим.

О себе она заботилась мало. Видя ее трудности, близкие ей помогали. При этом она сохраняла жизнерадостность и детскую восторженность перед прекрасным. В середине лета в палисаднике улыбчивой Лидии Александровны вырос желто-лимонный георгин огромных размеров и очаровал ее. По просьбе Бабушки мы пригласили фотографа, чтобы увековечить эту красоту.

Лидия Александровна не боялась смерти. Ее поддерживала вера в то, что ее дело будет продолжено. Она была воином, человеком сильного духа и длинной воли, строгим к себе, мягким к своим близким и непреклонным к врагам. Думая о ней, я вижу ее живые, глубокие черные глаза, мудрости в которых хватит и на тысячу среднестатистических Homo sapiens. Она была очень светлым человеком, нашим человеком.

Комментариев нет: